Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как самая распространенная форма нервно-психических расстройств детского возраста.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или минимальные мозговые дисфункции как медицинский диагноз предполагает наличие легкого органического повреждения головного мозга, задержку созревания высших психических функций, развитие неврозоподобных состояний.
Психологические проблемы детей с СДВГ связаны именно с задержкой в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих регуляцию когнитивных функций и произвольность. Вторичные расстройства: неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи, нередко приводят к проявлениям оппозиционного и даже агрессивного поведения, ухудшая межличностные отношения и социальную адаптацию.
В связи с чем, улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Практические рекомендации родителям ребенка дошкольного возраста с СДВГ
1) Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявлять твердость и последовательность воспитания;
- контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;
- избегать, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
- реагировать на действия ребенка неожиданными способами (например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его и т.д.);
- повторять свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
- выслушивать до конца то, что хочет сказать ребенок.
2) Изменение психологического климата в семье:
- стараться уделять ребенку достаточно времени;
- проводить досуг вместе с семьей;
- не допускать ссор в присутствии детей.
3) Организация режима дня:
- установить твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;
- оградить ребенка от длительных занятий на компьютере (норма 10-15мин в день);
- по возможности избегать больших скоплений людей.
4) Специальная поведенческая программа:
- придумать гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);
- не прибегать к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);
- чаще хвалить ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
- развивать у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (можно предложить побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
- постепенно расширять кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- не давайте ребенку одновременно несколько заданий.
Уважаемые родители, важно направить усилия на обогащение и разнообразие эмоционального опыта ребёнка с СДВГ, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности, а значит изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, что поможет лучше понять ребенка и снять излишнее напряжение, формирующееся вокруг него.
|