Среда
15.05.2024
18:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
"ВЕСЕЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [75]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

консультация
Консультация для родителей: «Дети и телевизор»
 У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции
 (ну что хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?
 Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных
 публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов, 
 наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов,психологи подсчитали:
 средний подросток к двенадцати годам успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен
 насилия по телевидению. Что дальше? 
 Частое созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному
 поведению. Опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по
 телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами 
 психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит 
 агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень
 агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и 
 социально-экономического положения его семьи.
 Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен
 агрессивными мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными
 персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если
 в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкреп- 
 ляется, образуется порочный круг. Не на всех детей такие мультфильмы влияют
 именно так. От чего это зависит? Можно выделить четыре фактора, влияющих на
 возникновение агрессивности:
 - от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его
 просмотра;
 - от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содер- 
 жание;
 - от семейного стиля воспитания;
 - от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.
 Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в
 классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о
 Белоснежке и семи гномах. Между тем создатель знаменитого кукольного театра 
 Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль 
 "Красная Шапоч ка" детей младше пяти лет. Он считал, что сцены, в которых 
 Волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать 
 малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают
 маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными глазами.
 Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что
 просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с
 реальной опасностью в жизни.
 Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической 
 зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.
 Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то 
 особенно возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-
 шоу. Список можно продолжать (порнографические и садистские фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры
 обещающие быстрое обогащение и т.д.). 
 Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что
 делать?
 - смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если
 это противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.
 - не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его
 мнения, уважать вкусы и пристрастия.
 - помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие
 внимания. Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генети
 - ческим путем, выработать его у ребенка нам вполне по сила
. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей.
 Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная 
 с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть,
 его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" 
 ребенка.
 Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ
 времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким
 детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными
 ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает
 фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально 
 созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми 
 смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В
 настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти
 последствия становятся все более очевидными. Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, 
 и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже 
 начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
 Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детско-
 го сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире
 В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей
 неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии,
 отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в 
 картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания 
 особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гипер актив-
 ностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не
 задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, 
 лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления
 они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая меж-
 ду собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они при-
 выкли получать с экрана.
 Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не
 могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слы-
 шимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.
 По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая 
 отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать 
 их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно
 читать даже самые хорошие детские книжки. Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение
 фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание
 чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для
 сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно
 рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует
 и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях
 детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со
 сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем 
 разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку
 телевизора и ждать новых готовых развлечений.
 Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты
 - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений,
 совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не 
 только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских
 "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее
 время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении
 отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на
 земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя побе-
 дителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, 
 потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому
 встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и
 привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не 
 отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
 Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или
 коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на
 душе пусто и хочется острых ощущений.
 Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компью-
 тер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно.
 Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только
 складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры
 можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды 
 детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение
 сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские  игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить
 сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для
 маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать 
 малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям
 фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно 
 только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы
 к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством
 получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их 
 главным воспитателем.
Категория: Мои статьи | Добавил: group (30.10.2014)
Просмотров: 255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz