Консультация для родителей: «Дети и телевизор»
У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции
(ну что хорошего может дать ребенку телевизор?). Так ли это на самом деле?
Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных
публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов,
наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов,психологи подсчитали:
средний подросток к двенадцати годам успевает стать свидетелем 100 тысяч сцен
насилия по телевидению. Что дальше?
Частое созерцание сцен насилия может повысить склонность к агрессивному
поведению. Опрашивали матерей дошкольников - что именно дети смотрят по
телевизору и в течение какого времени. Ответы матерей совпали с результатами
психологического обследования их детей. Чем больше и дольше ребенок смотрит
агрессивные мультфильмы, тем выше обнаруженный у него после этого уровень
агрессивности. Причем это не зависит от коэффициента интеллекта у ребенка и
социально-экономического положения его семьи.
Исследователи объясняют это так: если ребенок чрезмерно увлечен
агрессивными мультфильмами, он начинает отождествлять себя с агрессивными
персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если
в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкреп-
ляется, образуется порочный круг. Не на всех детей такие мультфильмы влияют
именно так. От чего это зависит? Можно выделить четыре фактора, влияющих на
возникновение агрессивности:
- от степени агрессивности содержания мультфильма и длительности его
просмотра;
- от личностных особенностей ребенка, от того, как он интерпретирует содер-
жание;
- от семейного стиля воспитания;
- от того, насколько сильно влияние на него со стороны сверстников.
Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в
классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о
Белоснежке и семи гномах. Между тем создатель знаменитого кукольного театра
Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль
"Красная Шапоч ка" детей младше пяти лет. Он считал, что сцены, в которых
Волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать
малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают
маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными глазами.
Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что
просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с
реальной опасностью в жизни.
Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической
зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.
Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то
особенно возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-
шоу. Список можно продолжать (порнографические и садистские фильмы, смакование подробностей криминальных расследований, всевозможные игры
обещающие быстрое обогащение и т.д.).
Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что
делать?
- смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи. Даже если
это противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.
- не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо. Спрашивать его
мнения, уважать вкусы и пристрастия.
- помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие
внимания. Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генети
- ческим путем, выработать его у ребенка нам вполне по сила
. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей.
Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная
с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть,
его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем"
ребенка.
Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ
времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким
детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными
ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает
фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально
созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми
смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В
настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти
последствия становятся все более очевидными. Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители,
и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже
начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детско-
го сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей
неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии,
отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в
картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания
особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гипер актив-
ностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не
задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое,
лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления
они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая меж-
ду собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они при-
выкли получать с экрана.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не
могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слы-
шимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая
отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать
их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно
читать даже самые хорошие детские книжки. Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение
фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание
чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для
сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно
рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует
и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях
детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со
сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем
разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку
телевизора и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты
- повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений,
совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не
только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских
"шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее
время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении
отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на
земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя побе-
дителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами,
потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому
встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и
привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не
отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или
коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на
душе пусто и хочется острых ощущений.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компью-
тер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно.
Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только
складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры
можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды
детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение
сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить
сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для
маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать
малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям
фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно
только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы
к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством
получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их
главным воспитателем.
|