Детская тревожность.
Воспитатель МАДОУ Детский сад №191 г. Краснодар:
Ковтун Светлана Александровна.
Консультация для родителей
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Тревога — составная часть стресса, связанная с ожиданием опасности или неприятности. Тревога может быть различной, в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей. Тревога ребенка направлена или на самого себя и свое здоровье, или на благополучие близких, или же на все сразу.
Симптомы тревожности: эмоциональное беспокойство ребенка, растерянность, страх, неуверенность в себе и своем благополучии. Слезы, агрессия и замкнутость — это реакция на переживания, попытка восстановить душевное равновесие. Малейшее изменение в обычной жизни тревожного ребенка становится стрессом, который выбивает его из колеи.
Опасность. Тревожность причиняет ребенку настоящие страдания. Острый страх перед окружающим миром — настоящая пытка. Поэтому было бы жестоко игнорировать проявление тревоги у ребенка. Для малыша вредна повышенная тревога, она сковывает его самостоятельность, тормозит его возможные достижения, развитие, заставляя отвлекаться на борьбу с собственными страхами. Неустраненная детская тревожность перерастает в личностную и сопровождает человека всю жизнь.
Причины
1. Эмоциональное отвержение ребенка: это может быть как безразличие со стороны родителей, так и откровенное отталкивание малыша. Конечно, это крайний вариант, он встречается редко. Но даже необдуманно произнесенные родителями фразы типа: «Опять ты мне мешаешь!», «Всегда тебе что-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные, и ты пойдешь в сад!» — заставляют ребенка думать, что его не любят.
2. Несправедливые наказания. Любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает справедливую и стабильную картину мира ребенка.
3. Высмеивание. Не принято ли в вашей семье потешаться друг над другом, высмеивать и передразнивать? Если вас, взрослых, это не задевает, а только веселит, то с ребенком будьте предельно деликатны.
4. Неровное (то теплое, то суровое) отношение родителей к своим детям. Когда за одни и те же действия ребенка то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности.
5. Соперничество с братом или сестрой. Постоянная борьба за лидерство, напряжение, ощущение ребенка, что его любят меньше, ломают его ощущение стабильности.
6. Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитательница) — другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей.
7. Неадекватные требования. От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ, навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку).
8. Негативные требования. Тревожность могут спровоцировать требования, ставящие ребенка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание и требование оправиться при людях (на пляже, на детской площадке), сделать что-либо противоречащее моральным нормам, например, сказать неправду.
9. Тревожность мамы. В этом случае происходит «научение» тревоге: по мнению ребенка, мама умнее его и не будет беспокоиться понапрасну — значит, его действительно поджидают опасности или он недостаточно умен и силен, чтобы противостоять им.
Преодоление тревожности (рекомендации родителям)
• Будьте ласковее с ребенком, чаще хвалите его.
• Поддерживайте уверенность ребенка в его силах, укрепляйте позитивную самооценку. Учите легче относиться к неудачам.
• Разыгрывайте критические для ребенка ситуации по ролям, с разными вариациями, подсказывая, как себя вести.
• Изображайте перед малышом в смешном виде тех, кого он боится (Бабу-Ягу, соседского мальчишку, злую воспитательницу).
• Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми в их пользу, ставить их в пример.
• Давайте возможность ребенку испытывать свои возможности, узнавать свои слабые и сильные стороны, выражать свои мысли от-крыто и прямо, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению.
• Определитесь, какую стратегию поведения вы выбираете в определённых вопросах, и старайтесь не менять принципов.
• Прежде чем наказать ребенка, убедитесь, что он действительно виноват.
• Говорите ребенку правду. Психологи рекомендуют говорить правду даже в таких тяжелых случаях, как развод, смерть, болезнь, или хотя бы ту часть правды, которая не приведет к дополнительной травме.
|