Консультация для родителей
Содержание
и организация работы по развитию речи в детском саду
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического
воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это,
детские сады (с ясельными и дошкольными группами) включены в нашей стране в
систему народного образования как важнейшее из ее звеньев, служащее фундаментом
для начальной, средней и высшей школы.
Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей — физическое, умственное,
нравственное и эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе
обучения речи. Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного
возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его
органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие
люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он
воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей,
природа — неживая и живая. В содержание речи старших дошкольников включаются
уже этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении
окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники. Поэтому
«Программа воспитания в детском саду» объединяет работу по развитию речи с
работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной
литературой и определяет формы этой работы. В детском саду названы две основные
формы обучения речи: первая — работа по развитию речи детей в свободном общении
их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей
друг с другом; вторая — специальные занятия по развитию речи. Свободное речевое
общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний
туалет, прием пищи и т. д.), б) во время прогулок; в) в процессе игр, г) при
ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во
время праздников и развлечений; ж) во время неречевых специальных занятий: по
формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке,
конструированию, физкультуре, музыкальных.
Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка,
чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к
усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования
собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые
действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и
как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми:
вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки,
диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе
петь; он привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте,
сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания
(вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения
между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в
соответствии с данными словесными указаниями; учатся оценивать свою работу. На
занятиях детей приучают быть дисциплинированными. В детском саду содержание
специальных занятий по развитию речи для каждой возрастной группы детей дается
под рубриками: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с
природой и развитие речи», «Развитие речи», «Художественная литература»,
«Родной язык». На занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой
наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения
составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то,
что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики,
своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником
обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который
воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается
речь самого воспитателя, комментирующего текст. Занятия, как «Развитие речи»,
имеют целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к
объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество
речи. На занятиях, носящих название «Родной язык» и проводимых только в
подготовительной к школе группе, даются начатки грамоты.
|