Консультация для родителей
Занятия
по развитию речи в детском саду
«Программа воспитания в
детском саду» включает следующие виды работы по обучению речи на специальных
занятиях: воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря;
формирование грамматических навыков; обучение связной речи — монологу и диалогу
— в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной
деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в
подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам);
ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть. Конечной целью
работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни
ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих
предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного
рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений. В его монологе
должны соответствовать литературной норме: грамматическая структура предложений
(со стороны морфологии и синтаксиса), употребление лексем, фонологическое
оформление речи (со стороны дикции, орфоэпии, просодии — интонации).
К монологической речи воспитатель ведет ребенка через постепенное усвоение
каждого компонента (грамматики, лексики, фонологии) в отдельности: воспитатель
разговаривает с детьми, помогая им овладеть диалогической речью, в которой
каждая реплика — синтаксически оформленное предложение; но чтобы правильно
строить предложения, надо научиться различать на слух и понимать
морфологические формы слов, следовательно, надо учить детей словоизменению —
склонению и спряжению; склонять и спрягать целесообразно только те слова,
лексический смысл которых понятен, отсюда задача воспитателя — по возможности
обогащать словарный запас каждого ребенка; понимать лексическое значение слова,
грамматические значения его форм, смысл интонации предложения можно лишь в том
случае, если научиться выделять на слух в чужой речи фонемы и просодемы, а это
становится возможным, если научишься сам артикулировать звуки речи и
модулировать интонацию фразы — весь состав ее просодем; следовательно, задача
воспитателя — совершенствовать звуковую сторону речи ребенка.
Осваивая монологическую речь, дети как бы перенимают ее из уст воспитателя,
который рассказывает им о реальных событиях, описывает реальные предметы или
рассуждает о причинах и следствиях реальных явлений. В своем повествовании,
описании, рассуждении воспитатель опирается на жизненный опыт детей и
одновременно расширяет этот опыт (знакомит с окружающими).
В свободном речевом общении с детьми воспитатель обращается к ним со связной
речью, состоящей, как минимум, из законченного предложения. В предложении
воспитатель выделяет те слова, лексическое значение которых нужно пояснить
детям. («Посмотрите, дети, кто к нам пожаловал, — говорит воспитатель,
показывая новые игрушки. — Это тигр, тигрица и тигренок!» Обращаясь поочередно
к каждому ребенку, он предлагает им повторить названия зверей: «Теперь ты,
Андрей, скажи: тигр»). В тексте же выделяет воспитатель определенные словоформы
и словосочетания, если учит детей употреблению грамматических форм. («Скажи,
Андрюша, к кому приблизился тигренок: к тигру или к тигрице?» — «Он приблизился
к тигрицу» (малыш искажает дательный падеж). — «Нет, надо сказать: «К тигрице»,
— учит воспитатель. Ребенок снова произносит это предложение и старается
исправить ошибку.) Из текста выделяет воспитатель и отдельный звук, чтобы
поучить ребенка правильно его артикулировать. («Тиггица», — говорит малыш,
картавя, т. е. искажая звук [р]. «А ты, Андрюша, помнишь, как рычат звери? —
спрашивает воспитатель. — Гыр-р-р, гы-р-р-р». Мальчик вступает в игру, тоже
«рычит» и в конце концов овладевает артикуляцией трудного для него звука.)
Так же примерно работает воспитатель над связной речью и ее компонентами на
специальных занятиях: он читает или рассказывает детям связный текст (разного
объема на разных возрастных этапах), из которого вычленяет предложения и
словосочетания, если тренирует детей в употреблении грамматических форм;
словосочетания и отдельные слова, если ему предстоит объяснить детям их
лексическое значение; вычленяет отдельные звуки речи, если тренирует детей в
правильном произношении.
Обычно занятия по развитию речи детей начинаются чтением — слушанием
художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о
действительном событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После
того как дети послушали связную речь (монолог или диалог), их упражняют на
адаптированном (приспособленном для целей обучения) языковом дидактическом
материале — на отдельных словах, словосочетаниях, звуках, звукосочетаниях — в
целях выравнивания навыков лексических, грамматических, фонетических.
Отдельные занятия могут быть посвящены развитию навыков грамматических,
произносительных (для совершенствования дикции и интонации); развитию
лексических навыков (способности понимать смысл слов высоких степеней
обобщения, например, пониманию слова игрушка в отличие от кубик, мишка;
пониманию слова растение в отличие от трава; пониманию слова трава в отличие от
подорожник, клевер и т. д.). На таких занятиях работа над связным текстом носит
подчиненный характер и занимает меньшее количество учебного времени, но не
исключается совсем.
|